Портал для родственников душевно больных людей

Психиатрическое просвещение для родственников, чьи близкие имеют психическое заболевание




Роль образования

Для того чтобы пациент и его близкие лучше ориентировались в происходящем; понимали, какие особенности поведения и состояния связаны с болезнью, а какие - нет; когда нужно "бить тревогу", а когда можно справиться самим с помощью самых банальных средств; на что можно надеяться, а на что - нет; как правильно себя вести в тех или иных ситуациях - в общем, как быть хозяевами своей жизни, необходимы соответствующие знания. У грамотной семьи гораздо больше шансов жить полноценно и счастливо, чем у невежественной.


Где и как можно получить образование?

Пациентам и членам их семей, интересующимся и стремящимся больше узнать о психических болезнях, очень трудно разыскать необходимые источники информации. Существует огромное количество популярной психологической литературы, но практически отсутствуют (по крайней мере, их очень и очень мало) издания, посвященные психиатрии. В Интернете есть масса информации о психических расстройствах и методах их лечения, но статьи часто противоречат друг другу и очень часто написаны безграмотно. Поэтому разобраться во всем этом море информации неподготовленному человеку не так-то просто. Как же быть?

Ищите общественные организации, работающие в области психического здоровья Эти организации объединяют добровольцев из числа пациентов или членов их семей, - людей, которые занимают активную жизненную позицию, которые уже достигли нового, конструктивного, этапа своей жизни.

Они пытаются делать то, чем государство не может (или не должно) заниматься. Например, они организуют досуг больных, создавая группы по интересам, клубы общения; контролируют качество помощи больным; отстаивают свои права и законные интересы. Они создают группы взаимной поддержки, объединяющие людей с общими проблемами, где "каждый, помогая другому, помогает себе", где люди обмениваются как информацией, так и собственным опытом жизни в условиях болезни. Но самое главное, чем они занимаются - это образование.

Ассоциации организуют образовательные программы, собирают качественную литературу и издают собственные брошюры и буклеты; активно сотрудничают с профессионалами (врачами, психологами, юристами).

Члены семей обычно делают все, что могут для больных родственников; при подготовке и поддержке возможности семьи чрезвычайно возрастают. Образование - одно из важнейших средств выживания, когда речь идет об этих непонятных и сложных заболеваниях. Симптомы трудно распознать, особенно в начале. Нелегко понять и методы лечения.

При отсутствии хороших, практических знаний в этой области ваша жизнь может стать еще более напряженной и разбитой - ведь даже обладая такими знаниями, вы имеете массу оснований к гневу, разочарованию, боли и замешательству.

Психические заболевания бывают непредсказуемы, поэтому надо научиться быть готовым к неожиданному. Вы избавите себя от многих проблем, посоветовавшись с доброжелательным инструктором или консультантом, вместо того, чтобы проходить десятилетнюю школу тяжелого практического опыта.

Пользуясь литературой или посещая занятия, вы сможете научиться распознавать признаки начала ухудшения самочувствия родственника, а раннее вмешательство избавит всех от ненужной боли и страданий. Точно так же, знания помогут обнаружить прогресс в состоянии больного - поскольку улучшение обычно происходит намного медленнее, чем хотелось бы, его легко не заметить.

Психиатрическое просвещение как форма информационной и социально-психологической поддержки родственников больных и самих пациентов стало активно внедряться и в нашей стране. В ряде зарубежных государств образовательный подход при оказании помощи семье применяется уже не одно десятилетие. Результаты научных исследований доказали, что психиатрическое просвещение служит основой:

  • раннего обращения за помощью при обострении болезни;
  • профилактики обострений и повторных госпитализаций;
  • понимания душевного мира больного человека.

В основе образовательного подхода лежит убеждение в положительном влиянии семьи на процесс выздоровления родственника. Однако еще в 50-е годы XX века среди врачей бытовало представление о семье как об одной из главных причин психического расстройства вследствие неправильного отношения ее членов к больному.

Терапевтическое воздействие состояло в том, чтобы с помощью определенных приемов изменить поведение членов семьи и тем самым избавить пациента от заболевания. Такой подход оказался ("провальным", поскольку родственники не соглашались с тем, что причастны к болезни, а пациенты все равно не могли избавиться от ее симптомов.

При всем том, что природа психических заболеваний остается до конца неясной, развитие биологической психиатрии изменило представления об их возникновении. Это побудило пересмотреть взгляд на роль семьи в ее возникновении и начать проведение образовательных программ по психиатрии, обучать правильному общению с пациентом, убеждать родственников в том, что их отношение к больному, знание природы заболевания, долговременное участие в лечении могут способствовать выздоровлению. Иными словами, был признан огромный вклад помощи родственников в лечение больного члена семьи.

Результаты многих исследований доказывают, что психиатрическое просвещение способствует снижению частоты рецидивов заболевания. Бывает, конечно, и так, что родственники больных воспринимают обучение как попытку переложить всю ответственность за лечение на их плечи. Это неверно, поскольку обучение облегчает близким пациенту людям взаимодействие и с ним, и с профессионалами.

Как правило, образовательные программы для родственников проводятся в виде семинаров и лекций. Авторами книги накоплен большой опыт такой работы — с 1996 г. За это время более 300 родственников пациентов участвовали в разработанной нами программе психиатрического просвещения.

Базовый курс обучения состоит из 12 занятий длительностью три часа каждое. Встречи еженедельные, число слушателей в группе от 10 до 15. Структура занятия: короткая беседа на общие темы (10-15 минут), опрос присутствующих по кругу об основных событиях недели (10-15 минут), основная — лекционная часть (1,5 часа), вопросы и ответы (20-30 минут), заключительная часть — обсуждение полученной информации (10 минут); в середине занятия (20 минутный) перерыв. Из структуры занятий видно, что они носят не только информационный, но и психотерапевтический характер.

Результаты опроса членов семей психически больных, участвовавших в программе психиатрического просвещения, показывают, что практически все используют знания, полученные на занятиях, особенно касающихся симптомов болезни, навыков общения с больным человеком, приемов снижения собственного стресса. Многие родственники стали более оптимистично смотреть в будущее, некоторые отметили, что благодаря занятиям у них улучшились отношения с медицинским персоналом, снизилось эмоциональное напряжение в семье, они меньше ощущают одиночество.

Психотерапия, направленная на помощь семье, в которой один из членов страдает психическим заболеванием, может проводиться как с каждой из них индивидуально, так и при объединении нескольких семей в группу. Последнее более эффективно, поскольку имеется возможность каждому участнику группы увидеть, что не только он и его семья живут с проблемой психического заболевания у близкого человека. Каждый участник группы может разделить свои чувства с людьми, которые, как никто другой, могут его понять, обсудить наболевшее, выработать план решения накопившихся проблем в процессе группового обсуждения.


Психологическая помощь больному и его родственникам.

Порой родственники вовлекаются в заботу о страдающем психическим заболеванием близком человеке сильнее, чем это необходимо, и берут на себя больше, чем способны вынести. В результате у них не остается сил и времени на собственную жизнь, которая начинает сводиться к борьбе с болезнью, сужается круг их интересов, многие оказываются в социальной изоляции, их общение замыкается на одном больном.

Это приводит к хронической неудовлетворенности у родственников важных для любого человека потребностей - в отдыхе, общении, личной жизни, профессиональной реализации, наличии деятельности, приносящей удовлетворение и радость. Поэтому, заботясь о болеющем родственнике, желательно сохранять и развивать собственную жизнь, в которой есть место не связанным с болезнью близкого интересам.

Для решения многочисленных психологических проблем, в большинстве случаев семьям требуется помощь специалистов - психологов, психотерапевтов.
В настоящее время в мировой практике существуют различные программы оказания психологической помощи психически больным людям и их родственникам.

Основные формы психологической помощи - психообразование, психотерапия, тренинги навыков.

Психообразовательный подход направлен на предоставление пациентам и родственникам достоверной и полной информации о различных аспектах заболевания: медицинских, юридических, психологических и др. Данный подход позволяет больному и его родным сориентироваться в текущей ситуации, получить сведения о причинах и течении заболевания, его лечении и прогнозе. Кроме того, по мере обучения родственники узнают, как следует себя вести при уходе за больным. Это уменьшает их тревогу, возникающую в связи с неопределенностью в начале заболевания.

Психообразовательная программа - важный первый шаг в оказании помощи семье.

Однако для успешного применения знаний, полученных в ходе психообразовательных занятий, всем членам семьи часто необходимо менять привычки и приобретать новые навыки.

На решение этих задач направлены другие два блока психологической помощи.

Вторым шагом является психотерапия, которая направлена на изменение, смягчение и развитие черт характера, на помощь и поддержку в решении текущих проблем и на уменьшение тягостных, болезненных переживаний - депрессии, страхов.

Длительная психотерапия способствует повышению удовлетворенности собственной жизнью, нахождению своего места в социуме, приобретению уверенности и устойчивости к стрессам, то есть решению общих жизненных задач, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый человек. Психотерапия облегчает душевную боль и психологические проблемы, знакомые каждому человеку, и может принести пользу не только страдающим психическим заболеванием, но и здоровым людям.

Существуют две формы психотерапевтической помощи - индивидуальная и групповая.
Каждая из них имеет свои достоинства и ограничения. Некоторые специалисты отмечают особые преимущества групповой психотерапии для психически больных людей и их родственников, поскольку в группе быстрее проявляются и изменяются именноте специфические особенности, которые отличают данные семьи. Дополнительным достоинством групповой психотерапии является ее большая доступность по цене по сравнению с индивидуальной.

Есть разные виды (методы) психотерапии, которые могут сильно отличаться друг от друга, но, как правило, имеют и много общего. Некоторые из них подходят для решения проблем, встающих в связи с психическим заболеванием. Одним из таких методов является групп-анализ (другое его название - групповой психоанализ). Он успешно применяется для помощи психически больным людям и их родным в решении текущих и более отдаленных жизненных задач.


Психотерапия для членов семей, тренинги навыков.

Групповая психотерапия для членов семей основывается на ряде важных предпосылок.

  1. Психическое заболевание одного из членов семьи вызывает боль потери и часто отчаяние у близких, повышает эмоциональное напряжение в семье. Семья, пребывающая в стрессе, в свою очередь сама становится источником стресса и временами страдания для больного от возрастающего у него чувства тревоги и отчаяния, что провоцирует ухудшение его состояния.

  2. Являясь свидетелем изменений, произошедших с заболевшим родственником, семья не всегда способна выработать адекватные ожидания от него. Эти ожидания могут оказаться заниженными, и человека, который по причине особенностей своего состояния утратил активность и ограничивает общение, близкие оставляют в покое, освобождают от любых обязанностей, лишают даже минимальной стимуляции к активности, которая могла бы стать противовесом вызванной заболеванием нехватке воли.

  3. Однако ожидания близких могут быть и завышенными, факт болезни и объективные ограничения игнорируются, и от заболевшего ждут продолжения учебы в институте, карьерного роста, активности, которые для него психологически непосильны. Поддержание прежнего ритма жизни может представлять избыточную стимуляцию — становиться стрессорным и вызывать новое обострение.

  4. Наряду с ограничением активности и социального взаимодействия для людей больных шизофренией характерно стремление оставать¬ся зависимыми от родителей или от тех, кто их заменяет, выполнять роль младшего и перекладывать на них всю ответственность за свое существование и решение всех вопросов.

  5. По данным, полученным при изучении особенностей взаимодействия в семьях больных шизофренией, наиболее патогенными и способствующими очередному обострению заболевания являются повышенная эмоциональная вовлеченность и высокий уровень эмоциональной экспрессии. Это проявляется в том, что члены семьи часто высказывают претензии друг к другу, причем в повышенных тонах.

С учетом пониженной устойчивости больных шизофренией к стрессу одной из психотерапевтических задач является снижение в семье уровня тревоги и напряжения, которые могут восприниматься больным как стресс. Поэтому целью психотерапии в семьях, где есть страдающий психическим заболеванием близкий, является уменьшение напряженности переживаемых чувств через разделение их с другими. При участии семьи в психотерапевтической группе появляется возможность выработать адекватные ожидания от заболевшего и сформировать линию своего поведения.

Важной задачей психотерапии семей является помощь в том, чтобы найти баланс между проявлением заботы о заболевшем, оказанием ему необходимой поддержки и помощи и поддержанием в нем возможной самостоятельности.

Ещё одним видом психотерапевтического вмешательства является тренинг понижения уровня эмоциональной экспрессии и вовлеченности: члены семьи осваивают навык поддержания разговора тихим, спокойным тоном, а также учатся воздерживаться от критических замечаний в адрес других членов семьи.

Психотерапия для людей, болеющих шизофренией и другими психозами, является не только предметом активного изучения, но и частью работы психиатрических служб во всем мире. Однако ее применение ограничено ввиду отсутствия в настоящее время достаточного числа квалифицированных специалистов, способных оказывать такую помощь.


Что дает групп-аналитическая психотерапия психически больным людям?

РАЗВИТИЕ ЗДОРОВОЙ ЧАСТИ ЛИЧНОСТИ.

  1. Групп-аналитическая психотерапия помогает больным активизировать и развить здоровую часть личности и уменьшить влияние болезненных симптомов на их жизнь в целом. Она позволяет членам группы преодолевать сосредоточенность всей их жизни на психическом заболевании и находить пути удовлетворения своих общечеловеческих потребностей - в любви, общении, поддержке, признании, желании быть нужным и приносить пользу.

  2. Способствует развитию и взрослению, которые у человека часто приостанавливаются в начале психического заболевания.
  3. Преодоление трудностей в общении, снижение конфликтности, способность не замыкаться в себе или на отношениях с одним близким человеком.

  4. На занятиях участники группы учатся общаться, понимать себя, других и не замыкаться в себе или на отношениях с одним близким человеком, как это у них часто происходит. Они получают опыт более успешного взаимодействия в коллективе. Это в дальнейшем может переноситься ими в другие жизненные ситуации, способствует восстановлению и развитию социальных связей, выходу из одиночества и изоляции.
  5. Способность справляться с травматическими переживаниями, порой скрытыми, но угнетающими человека.

  6. Групп-аналитическая группа является местом, порой единственным, где можно обсудить волнующие проблемы и выразить чувства, неприемлемые в других ситуациях. В ней оказывается возможным затронуть и "переработать" тяжелые травматические переживания членов группы. Это важно, так как обычно такие переживания в силу своей болезненности глубоко скрыты, плохо осознанны, но постоянно угнетают человека. Именно они часто блокируют имеющийся у каждого позитивный опыт, затрудняют развитие человека и освоение им новых навыков, а нередко и провоцируют возникновение симптомов.
  7. Смягчение симптомов заболевания.

  8. Помимо развития здорового потенциала личности психически больного человека, групп-анализ часто помогает и смягчению симптомов заболевания. Исследования эффективности психотерапии говорят о возможности улучшения состояния и уменьшения частоты госпитализации у пациентов, проходящих групп- аналитическую психотерапию. Вероятность более благоприятного течения и исхода болезни увеличивается, когда уже на раннем этапе удается обеспечить комплексное лечение, включающее медикаментозную помощь, психотерапию и психосоциальную реабилитацию. Часто благодаря психотерапии удается поддерживать стабильное состояние при меньших дозировках препаратов.
  9. Большую независимость, уменьшение беспомощности, улучшение самоконтроля.

    Повышение адаптации и устойчивости к стрессам, снижение вероятности психотических срывов.

  10. Длительная групп-аналитическая психотерапия позволяет психически больным людям стать более независимыми, менее беспомощными, снизить конфликтность и получить больший контроль над собой и собственной жизнью. Это способствует адаптации, снижению нагрузки на психику и уменьшает вероятность психотических срывов.


Что дает групп-аналитическая психотерапия родственникам психически больного человека?

Улучшение качества жизни.

  1. Групп-аналитическая психотерапия призвана помочь членам семьи улучшить качество их собственной жизни и облегчить страдание, которое они разделяют со своим больным родственником. Она позволяет почувствовать ценность собственной жизни, научиться удовлетворять свои потребности, не сводить свою жизнь и активность к переживаниям и заботе о психически больном родственнике. Кроме того, приобретая в процессе психотерапии такую жизненную позицию, родственники помогают не только самим себе, но и своему болеющему близкому. Преодоленная замкнутость членов семьи друг на друге перестает блокировать реализацию собственных интересов больного, отдаление побуждает зависимых и пассивных больных развивать более широкие интересы, не связанные с семейными взаимоотношениями. При этом родственники, опираясь на свой опыт, могут помочь болеющему близкому обрести собственную наполненную разными интересами жизнь.

Поддержку, помогающую справиться с тяжелыми чувствами по поводу психического заболевания близкого человека.

  1. Групп-аналитическая группа является источником мощной поддержки, которая помогает родственникам справиться с тяжелыми чувствами по поводу наличия у их близкого психического заболевания - с чувствами вины, беспомощности, печали, злости и с поиском виноватых. Переполненность этими переживаниями ухудшает отношения в семье и усугубляет состояние больного. В данной ситуации родные часто не могут оказывать больному адекватную помощь, так как сами нуждаются в поддержке. Выражая и разделяя свои переживания на групповых занятиях, разбираясь в своих чувствах, родственникам удается получить облегчение. Это высвобождает психическую энергию, которая раньше уходила на совладание с безысходностью, горем, тревогой и нервозностью. Появляются силы, которые теперь становится возможным направить на то, чтобы жить дальше, заботясь о себе и своих близких.

Понимание скрытых причин проблем и конфликтов, осознание своих психологических черт, ухудшающих отношения в семье и состояние больного.

Обмен опытом и нахождение конструктивных способов поведения.

  1. Групп-аналитическая психотерапия позволяет членам семьи осознать скрытые причины многих проблем и конфликтов, что открывает возможность исправить ситуацию. Такими причинами могут являться определенные черты характера и привычные, порой не совсем правильные способы общения между членами семьи. Кроме того, некоторые из этих особенностей могут способствовать дальнейшему развитию психического заболевания родственника.

    Типичными примерами являются повышенная родительская опека и тревога, враждебность, неспособность переносить одиночество, неуверенность в себе, категоричность, чрезмерные властность или безволие, запрет на выражение агрессии или собственных желаний, противоречивые, завышенные или заниженные требования друг к другу.

    Перечисленные характеристики в той или иной степени присущи практически всем. Здоровым людям они могут досаждать, но не представлять для них особой угрозы, тогда как у психически больного человека в силу пониженной стрессоустойчивости столкновение с ними повышает риск психотического срыва. Поэтому родственникам важно обнаружить в себе психологические особенности, нагнетающие общесемейную атмосферу и усугубляющие состояние психически больного члена семьи, и по возможности изменить их.

    Эти задачи позволяет решить групп-аналитическая психотерапия. На занятиях в процессе свободной дискуссии участники такой группы приходят к волнующим всех темам и находят пути решения проблем. По мере развития взаимоотношений в группе, каждый из ее участников осознает свои особенности общения в группе. Как правило, они типичны для человека при общении в любом коллективе, в том числе и в семье. Это понимание дает возможность родственникам найти новые способы поведения и изменить отношения в семье.

    Групп-аналитическая психотерапия позволяет по-новому взглянуть на конфликты и научиться нахождению разумных компромиссов, учитывающих интересы всех сторон. Людям, участвующим в подобных групповых занятиях, обычно удается найти более конструктивные способы поведения.

  2. Психотерапевтическая группа предоставляет богатые возможности обмена опытом между участниками, что, по словам многих страдающих психическими заболеваниями,
    а также людей, имеющих в своей семье человека с подобными проблемами, оказывалось для них очень полезным. Возможности психотерапии вселяют надежду и открывают перспективы развития перед людьми, страдающими психическим заболеванием, и их родственниками.

При этом важно подчеркнуть, что фактором, во многом определяющим успех терапии, является мотивация самого человека изменить свою жизнь, решить проблемы.
Когда такая готовность есть, психотерапия помогает.

Если психотерапия направлена на изменения, затрагивающие личность человека, то тренинги используются для формирования отдельных навыков.
Например, существуют тренинги управления симптомами болезни, снижения экспрессивности выражения эмоций для родственников, тренинги социальных навыков.

Необходимо понимать, что тренинги важный, но недостаточный вид помощи для семьи психически больного человека. Характерные для данных семей проблемы, как правило, не могут быть решены только овладением конкретными навыками. Поэтому тренинги хороши как дополнение к долгосрочным психотерапевтическим и реабилитационным программам. В идеале для решения психологических проблем семьям требуются и получение необходимой информации, и психотерапия, и тренинг нужных недостающих навыков.

Наиболее эффективным является комплексное применение всех трех видов психологической помощи: психообразования, психотерапии и тренингов.


У кого и где искать психологической помощи.

Коротко расскажем о том, как обстоит дело с оказанием психологической помощи психически больным людям и их семьям в нашей стране.
Такого рода помощь оказывается специалистами - психологами, психотерапевтами и психиатрами. Психообразовательную деятельность и психологические тренинги могут проводить люди всех перечисленных специальностей.
С таким видом помощи, как психотерапия, дело обстоит сложнее.

Необходимо знать, что специалисту, занимающемуся психотерапией, недостаточно получить высшее образование в области психологии или медицины. Он должен также иметь полноценное психотерапевтическое образование - многолетнюю профессиональную подготовку, которая, как правило, помимо теоретических и практических занятий, включает прохождение им самим курса психотерапии в течение нескольких лет.

Психотерапевт должен обладать сертификатом, подтверждающим его квалификацию. Поэтому нужно понимать, что "быстроиспеченный" психотерапевт, окончивший двухмесячные курсы, вряд ли сможет оказать качественную помощь.

Где же можно получить психологическую помощь? Она оказывается государственными лечебными и научными учреждениями, занимающимися проблемами психического здоровья, а также частнопрактикующими психотерапевтами и психологами и негосударственными организациями. К последним относятся частные психологические и психотерапевтические ценрты и различные общественные организации, в работе которых участвуют специалисты - психологи, психотерапевты и психиатры.

Услуги психообразования для психически больных людей и их семей в основном сегодня предлагают общественные организации, занимающиеся проблемами психического здоровья. Они же часто предлагают и специально разработанные тренинги, направленные на те проблемы, с которыми сталкиваются психически больной человек и его родственники.

Иногда такие тренинги предлагаются и в рамках государственных учреждений - клиник, научно-исследовательских центров, психоневрологических диспансеров.

Психотерапия является исключительно платной услугой , которая в большинстве случаев оказывается частнопрактикующими психотерапевтами или коммерческими психологическими центрами.
В редких случаях на благотворительной основе психотерапевтические программы могут предлагаться общественными организациями и государственными учреждениями, занимающимися проблемами психического здоровья.


Выбирая психотерапевта, независимо от того, в частном или государственном учреждении он работает, нужно в первую очередь удостовериться в его квалификации, подтвержденной сертификатом о психотерапевтическом образовании. В то же время немаловажным является личное расположение к определенному человеку, найти "своего" психотерапевта, с которым удается установить контакт, людям часто позволяет интуиция.




АДРЕСА и ТЕЛЕФОНЫ

Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии
Адреса ПНИ в Москве Адреса ГКУ ДЗ по г. Москве Адреса ЦСО по Москве

Информационная помощь родственникам


какие признаки психического заболевания как себя вести с заболевшим человеком как устанавливается диагноз психического заболевания
законы контакт с врачом контакт с врачом
страхи мифы и сомнения

Читать по теме