Портал для родственников душевно больных людей

Конструктивное взаимодействие с психиатрами.


Важнейшая проблема пребывания больного в семье - больному нужен постоянный врач.
Это азбучная истина, и тут вроде бы нечего доказывать.
Врач может оказаться ценным помощником, но это должен быть опытный и мудрый врач, который хорошо знает не только больного, но и его семью. Однако в понимании и реализации этой необходимости есть много трудностей, часть которых является следствием естественного желания как можно лучше помочь больному, а часть возникла в результате отрицательного отношения к психиатрии, сложившегося за годы советской власти.

Поэтому, когда в семье появляется больной, начинаются поиски хорошего специалиста.
Это правильно, но тут, как и везде, полезно знать меру.
Если мера утрачивается, поиски превращаются в постоянные консультации то у одного профессора, то у другого, то у экстрасенса, то у кого-нибудь еще.
В результате больной человек не получает необходимого лечения, потому что "у семи нянек дитя без глазу".

Больной (кстати, не только психически больной, это относится к любому человеку, страдающему хроническим заболеванием) больше всего нуждается в постоянном враче. Безусловно, врач должен обладать достаточной квалификацией, но он совсем не обязан быть профессором.
Обязательно другое - врач должен пользоваться доверием своего пациента. Конечно, бывают случаи, что даже очень хороший врач при всем желании не может этого добиться, - вот это, по нашему мнению, действительно причина сменить врача.

Главное преимущество, которое получает пациент, лечащийся постоянно у одного врача, заключается в том, что врач знает все особенности течения болезни, реакции на лекарства, ситуацию на работе (если больной работает), наконец, тонкости взаимоотношений больного с другими членами семьи.
Такой врач может дать действительно ценный совет по любому поводу. Всякий другой, не владеющий подобной информацией, даст совет "вообще", касающийся того, как "бывает в таких случаях". И такой совет не всегда оказывается полезным.

Следующая проблема, тесно связанная с проблемой постоянного врача, относится к степени понимания сущности происходящего. Только квалифицированный врач может достаточно точно предсказать, как будет развиваться в дальнейшем болезнь у данного больного. возможность точного прогноза развития болезни является самым важным аспектом во взаимоотношениях врача и больного.

Огромное число людей ездит по стране в поисках "консультанта" по той причине, что считают, - если врач действительно хороший, он должен быстро излечить больного. "Свой" врач оказывается плохим только потому, что не может этого сделать. Прежде, чем оценивать с этой точки зрения врача, полезно выяснить, каков характер течения болезни в данном случае и на что можно надеяться.

Условиями формирования партнерских отношений считаются:

  • наличие у пациента и его ближайшего окружения знаний о природе психических заболеваний и их лечении, стиле общения и поведения в семье;
  • навыки решения специфичных для определенных заболеваний проблем;
  • владение способами контроля симптомов болезни.

В большинстве семей такие знания и навыки минимальны, и нереально требовать их приобретения самостоятельным путем. Родственники больных должны иметь доступ к необходимой информации, а также возможность общаться друг с другом для обмена опытом, отражающим их удачи и поражения, а также для разработки способов решения наиболее частых проблем.


Контакты с работниками системы службы психического здоровья.

Очень важно, какие отношения сложатся у вас с профессионалами, оказывающими медицинскую помощь вашему больному родственнику. Вы добьетесь гораздо лучших результатов, если тщательно обдумаете формы и содержание ваших контактов с медицинским персоналом. Некоторые рекомендации возможно покажутся вам банальными, но, когда у вас на руках больной с тяжелым психическим расстройством, многие простые и банальные вещи легко забываются.


Как общаться с профессиональными психиатрами и работниками психиатрических учреждений.


Для того чтобы улучшить ваши отношения с профессиональными психиатрами и другими медицинскими работниками, вам следует:
  1. Быть вежливыми. Вежливость - это то качество, которое поможет вам решить многие вопросы, касающиеся защиты интересов вашего больного родственника.
  2. Сообщайте всю требуемую от вас информацию.
  3. Уважайте время вашего собеседника.
  4. Интересуйтесь, не требуется ли от вас какая-нибудь помощь.
  5. В случае необходимости просите о встрече (в присутствии или в отсутствие вашего больного родственника). Вы можете также попросить предоставить вам сведения о диагнозе, плане лечения, лекарствах, принимаемых больным, и прогнозе (хотя врач может потребовать согласия на это вашего больного родственника),
  6. Вы можете ожидать уважительного со стороны медицинского персонала.
  7. Помните, что профессиональные психиатры часто работают в напряженной и неблагожелательной обстановке, когда:
  • они не в состоянии помочь тем: пациентам, которые отказываются лечиться;
  • они сами и их пациенты часто сталкиваются с предрассудками, невежественным и предвзятым отношением окружающих к психическим заболеваниям;

  • Семьи больных часто ждут от них невыполнимого (прямого излечения больного):

  • они не в состоянии помочь некоторым пациентам так как современное состояние психиатрической науки не позволяет найти адекватного лечения некоторых форм психических болезней;
  • недостаточное финансирование лечебных программ, штатов и основных потребностей больных;
  • имеются законодательные ограничения на распространение конфиденциальной информации.

Помните, что нельзя судить о медицинском учреждении на основании одного только первого впечатления. Кроме того человека, с которым вам довелось общаться, в этом учреждении работают многие другие люди разного уровня подготовки и компетенции. Имейте также в виду, что ваши цели во многом совпадают с задачами медицинского персонала, хотя вы можете по-разному представлять их себе.

Так же как и вы, они недовольны и угнетены неудовлетворительным состоянием системы психиатрической помощи в стране. Если вы будете смотреть на медицинский персонал как на союзников, то ваши контакты с ними будут более плодотворными, т.к. совместными усилиями можно заставить работать более эффективно даже несовершенную систему. Если же вы начнете вымещать на медицинском персонале свое недовольство, то не только будете мешать их работе, но и рискуете испортить с ними отношение, что не пойдет на пользу ни вам, ни вашему больному родственнику.

Для того чтобы получить от врача более подробный ответ, вам следует задавать более конкретные вопросы, которые показывали бы врачу, что вы немного разбираетесь в проблеме. Вместо того, чтобы спрашивать: "Ну как он там, доктор?" Можно спросить: "Каков прогноз?" или "Как долго он пробудет в стационаре?", или "Назначена ли уже дата выписки?" Можно также спросить: "Какие программы реабилитации потребуются ему после выписки?" и т.д.

Нужно подчеркнуть, как важно смотреть на вещи реалистически и не переоценивать ни свои возможности, ни возможности вашего больного родственника. Все сказанное в равной степени относится и к медицинским работникам и программам помощи. Как медики, так и организаторы программ помощи ограничены, с одной стороны, доступными им ресурсами, а с другой стороны - характером заболевания. Вы вправе ожидать, что лечение и участие в тех или иных программах несколько облегчит состояние вашего больного родственника, но было бы неоправданным ожидать полного выздоровления. Очень важно знать, какие именно программы помощи доступны.





АДРЕСА:

Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии
Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии

Информационная помощь родственникам