ОСОБЕННОСТИ КОММУНИЦИИ, ПРИВОДЯЩИЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ В СЕМЬЕ
Этот раздел посвящен описанию часто встречающихся в семьях, в которых родственник страдает психическим заболеванием, способов , ведущих к психологическим проблемам в семье и усугубляющих психическое состояние больного.
Что же такое коммуникация?
Коммуникация возникает всегда, когда люди собираются вместе: они передают друг другу информацию о разных событиях, о своих душевных состояниях или чувствах, с помощью речи или посредством взглядов, выражения лица, позы, интонации голоса и прочее.
Нарушения коммуникации тесно связаны с проблемами во взаимоотношениях.
В большей или меньшей степени нарушения коммуникации свойственны многим семьям, однако их особенно много в семьях, где родственник болен психическим заболеванием.
Члены такой семьи часто пользуются так называемой "парадоксальной" коммуникацией и невольно загоняют друг друга в тупик, посылая противоречивые, исключающие друг друга сообщения.
Подобный способ общения называют "двойным зажимом" (или "двойным принуждением", "двойной связью", "двойным приказом"),
"Двойной зажим" - это предъявление к человеку двух несовместимых, взаимоисключающих требований, выполнение одного из которых неизбежно приводит к нарушению другого
Человек, попавший в тиски "двойного зажима", всегда в проигрыше - что бы он ни делал, им в любом случае будут недовольны и его накажут
Приведем пример.
Молодой человек, болеющий шизофренией, поздно вернулся домой из театра. Обычно к этому времени он уже успевал поужинать, через час после еды принять лекарства и лечь спать. Его мать строго следила за тем, чтобы он соблюдал режим и ложился спать в определенное время, поскольку у него были большие проблемы со сном.
Перед семьей встала дилемма: принять таблетки без ужина и лечь спать или поесть, подождать час, принять лекарства и лечь спать еще позже, рискуя нарушить сон. Эта ситуация необходимости выбора одного из двух неподходящих вариантов сильно растревожила всю семью.
В результате мать, так и не решившись сделать выбор, предложила сыну сделать одновременно эти несовместимые во времени действия. Молодой человек выпил лекарства и лег спать. Он так и не смог уснуть из-за чувства голода, и ему пришлось ночью встать и поесть. Сон был нарушен, мать была очень недовольна и отругала его.
Как видно из этого примера, чтобы ни сделал молодой человек в этой ситуации, он неизбежно нарушит указание матери. При этом неисполнение любого из этих указаний не освобождает жертву "двойного послания" от наказания. "Двойной зажим" - это такая ситуация, в которой человек, что бы он ни делал, не может победить.
Важно отметить, что оказывающийся в "двойном зажиме" человек должен быть включен в тесные отношения с тем, кто посылает противоречивое послание, и не может ему открыто противостоять. В силу зависимости, навязанного убеждения или ложного стыда жертва "двойного послания" не может высказываться и уточнять, на какое именно из сообщений реагировать, или даже указать на сам факт испытываемого дискомфорта.
Невозможность защитить себя связана с тем, что указание на нелогичность и несправедливость требований равнозначно обвинению посылающего "двойное послание" в нечестности. Когда другой человек для нас является очень значимым и авторитетным, то ему бывает просто невозможно высказать подобную критику, а часто даже и в голову не приходит мысль о том, что его требования могут быть несправедливы.
В силу этого человек, получающий "двойные послания", постоянно пребывает в состоянии неуверенности и вместе с тем вынужден оставаться в этой тупиковой ситуации.
Парадоксальные указания встречаются в повседневной жизни чаще, чем обычно думают люди; поэтому их осознание весьма важно для психического здоровья партнеров по общению.
Например, от мальчиков часто требуют, чтобы они были не "маменькиными сыночками", а смелыми и мужественными, умели постоять за себя и добивались успеха во всех своих начинаниях.
В то же время, когда они проявляют эти качества - инициативу или здоровую агрессию в общении со сверстниками, выражают свое мнение взрослым, играют в активные игры, - их ругают и наказывают.
Или, например, когда муж дарит супруге подарок на восьмое марта, но она обижается на него, поскольку считает, что супруг делает это не от души, а просто выполняет формальность.
Но если в следующий раз он ничего не дарит ей в женский день, чтобы не обидеть ее, жена все равно остается не довольной, так как воспринимает его поступок как невнимание и равнодушие к ней.
Также некоторым может быть знакома ситуация, когда мать взрослого "засидевшегося" сына говорит ему, что ему надо жениться. Но одновременно она очень негодует, обижается и упрекает его в том, что сын, ухаживая за своей избранницей, тратит на нее время и деньги, которые мог бы потратить на семью.
Если опыт коммуникации с "двойным зажимом" повторяется и становится привычным (особенно в детстве, когда формируется психика), человек приучается воспринимать мир парадоксальным образом. Это может привести его к отстраненности от реальности, уходу в себя, психопатическому поведению, алкоголизации, различным страхам и прочее.
Такое с общепринятой точки зрения "ненормальное" поведение может быть как раз нормальным и адекватным в тех ненормальных условиях, в которых оказался человек. Парадокс в том и состоит, что, находясь в подобной ситуации, любой человек реагировал бы схожим образом - "ненормально".
Ситуация двойного зажима, загоняющая человека "в угол", трудно переносима как для здорового, так и для психически больного. Однако последнему справиться с ней особенно сложно, поскольку его возможности выдерживать напряжение весьма ограничены.
Поэтому нарушение коммуникации в семье часто способствует усугублению состояния болеющего человека и развитию у него неадекватного парадоксального мышления.
Кроме того, на первый взгляд может показаться, что человек, посылающий двойное послание, находится в замечательном положении - он имеет выигрыш, так как владеет ситуацией, всегда прав, а виноват всегда кто-то другой и прочее.
Отчасти это так, но плата за эти преимущества порой оказывается очень высокой.
Во-первых,
портятся отношения между членами семьи, вовлеченными в подобную коммуникацию. Несмотря на то, что жертва "двойного зажима" не способна прямо выразить свое недовольство, оно накапливается и начинает проявляться косвенно - в конфликтах по другим поводам, в отдаленности и натянутости семейных отношений, лжи, неуспешности, ухудшении психического состояния или в неуправляемом поведении членов семьи.
Это увеличивает неудовлетворенность всех родственников и утяжеляет бремя, которое несет семья психически больного человека.
Во-вторых,
психотерапевтический опыт показывает, что человек, использующий парадоксальную коммуникацию по отношению к другим людям, как правило, предъявляет невыполнимые противоречивые требования и к себе и тем самым загоняет в западню и самого себя.
Кроме того, в глубине души он всегда находится под гнетом (осознанного или нет) страха разоблачения, опасаясь, что в неудачах зависимой от него "жертвы двойного зажима" возможно виноват он.
В приведенном примере мать требовала от сына совершить одновременно несовместимые во времени действия (немедленно лечь спать, поесть, принять таблетки через час после еды) и ругала его за то, что он этого не может сделать.
На психологической консультации выяснилось, что эта женщина и от себя требовала выполнения всех условий одновременно, не считаясь с тем, что это невозможно.
Ей казалось, что невыполнение любого из этих условий повлечет за собой катастрофу - сон будет нарушен, болезнь усугубится.
Она испытывала тревогу и плохо осознаваемое чувство вины за то, что в этот день не проконтролировала режим. Она даже не замечала, что, требуя от сына решить эту дилемму и наказывая его за то, что он это не смог сделать, она фактически перекладывает на него ответственность и вину за создавшуюся ситуацию, которую она в силу своих предубеждений видела абсолютно неразрешимой.
Осознав особенности своей коммуникации, эта женщина смогла проговорить свои тревоги, от которых она "спасалась", устанавливая парадоксальную коммуникацию. Это в дальнейшем помогало ей в схожих ситуациях не ставить сына в "двойной зажим".
|