Портал для родственников душевно больных людей

Реабилитация творчеством


Реабилитация инвалидов...

Во многом с этой темой связан и вопрос о трудностях с социальной адаптацией...


Лечение исскуством....


О существе лечебного творчества.

Творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое.

"В творчестве (в самом широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям."

Е. Бурно


Творчество и его психологические возможности.

Согласно Резолюции РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия рассматривается как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений.

Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала»

В отечественной и зарубежной литературе арт-терапия обычно определяется как совокупность приемов лечебно-реабилитационного и психопрофилактического воздействия, связанных с изобразительной деятельностью пациентов с разной психической и соматической патологией.


Арт-терапия.

Арт-терапия – это прежде всего, терапия творческим самовыражением, с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, театрализации и импровизации. Причем, арт-терапия не сводится к созданию «приятной» картины, более важными признаются переживания и мысли, сопровождающие творчество, глубоко связанные с реальной жизнью.

На сегодняшний день многими исследованиями подтверждено, что творчество или восприятие произведений искусства помогает снимать стресс, справляться с негативными эмоциями и может способствовать релаксации, а язык образов позволяет выразить то, что слова выразить не могут. Кроме того, иногда образы на нас действуют сильнее, чем слова.

Таким образом, приобщаясь к искусству и творчеству, человек расширяет свой эмоциональный и духовный опыт, обогащает его, учится точнее и глубже воспринимать мир, людей и события. Изменение внутреннего эмоционального состояния ведет к изменению психологических установок, появлению новых взглядов на мир, на жизнь, на себя самого, на окружающих.

Арт-терапия, сочетая в себе богатство художественных и психологических знаний и опыта, помогает понять внутренний мир, осознать свой потенциал и возможность изменений; служит своеобразным инструментом переработки информации и решения проблем; помогает выразить и преодолеть сложные эмоции, в одних случаях служа предупреждением конфликта, а в других – преодолению его негативных последствий, помогает открывать нечто новое, осознавать свое нынешнее состояние, обретать новый опыт, что, в свою очередь, может послужить основой для формирование новых отношений с окружающим миром.

Терапия искусством позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми, развивает и усиливает внимание к чувствам, способствует возникновению ощущения внутреннего контроля и порядка.

Термин «арттерапия» (art — искусство, artterapy (буквально) — терапия искусством) особенно распространен в странах с англоязычным населением и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного. В отечественной психотерапевтической литературе используются также термины «изотерапия» или «художественная терапия», однако они не тождественны англоязычному аналогу и несколько сужают его смысл.

В арт-терапии. пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения — с другой.

В настоящее время в арттерапию. включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; музыкотеранию, библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, танцетерапию и др.

Арт-терапия — сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной ее классификации. Кратохвил (Kratochvil S.) разделяет арт-терапию на сублимационную, деятельную и проективную. Дельфино-Бейли (Delfino-Beighley С.) выделяет 4 основных направления в применении арт-терапии.

  1. Использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия).
  2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия).
  3. Одновременное использование первого и второго принципов.
  4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения творчеству.

Классификация, приводимая в книге Р. Б. Хайкина (1992) «Художественное творчество глазами врача», включает несколько уровней лечебного действия и адаптации в случае применения арттерапии.

  • Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.
  • Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение, компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного отреагированием различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимации.
  • Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие арт-терапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчение психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном представлении проблем.
  • Преимущественно социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирующих используются прикладные возможности творчества — арт-терапии рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и времяпрепровождения, принципиально не отличающийся от других аналогичных методов.
  • Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое, координационно-кинетическое влияние пластического изобразительного творчества на организм и психику.

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений изобразительного творчества.

В мировой литературе существуют различные взгляды на механизм лечебного действия арт-терапии — креативные, сублимативные, проективные представления, как занятость и другие.

Креативные представления—представления, согласно которым адаптационное воздействие А. на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Теоретическая основа этих представлений — гуманистическое направление психологии, рассматривающее личность как некое психологическое образование, в котором изначально существуют духовные, альтруистические потребности, определяющие ее поведение.

В каждом человеке предполагается существование возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на ее социальное и индивидуальное интегрирование. Задача А. не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Упор в терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают пациента самостоятельно созидать.

Согласно взглядам Гольдштейна (Goldstein K.), творчество — это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

По мнению Маслоу (Maslow А.), основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. У больных неврозами эта потребность заблокирована, и искусство может быть одним из способов ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты и экстаза.

Задача психотерапевта — помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, помочь пациенту высвобождать подавленное, познавать собственное «Я». Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии — в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

Сторонники вышеописанных взглядов ставят во главу угла творчество не просто как действие, процесс, а подчеркивают его эстетическую сторону. Интегрирующая роль искусства заключается в том, что творческий процесс снижает напряжение, ведущее к неврозу, и объективизирует внутренние конфликты.

Анастази (Anastasi А.), Фолей (Foley I. P.), M. П. Кононова используют интегративно-креативные возможности искусства как способ борьбы с дезинтеграцией и беспорядочностью психики, средство влияния на характер построения зрительных представлений, как способ регуляции и реконструкции «Я» при потере реальности.

С позиции адаптации арт-терапия расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующий общей гармонизации личности.


Арт-терапия помогает человеку превозмочь все свои частичные или отрицательные идентификации и, в этом смысле, преодолеть «повседневность». Она позволяет не «улучшить жизнь» или ее «качество», а реализовать человека как должное,т.е. – как самоценное существо.



«Творчество -- мощный инструмент реабилитации,
по словам Шмиловича (зам.глав.врача больницы им. Алексеева),
реабилитация и лечение пациентов не могут быть только медикаментозными.
Реабилитация должна проходить во всех сферах жизни человека, в том числе и в сфере творчества".







Репортаж Елены Борисовой.

С первого взгляда кажется, что это обычный любительский театр. Суета на сцене, актёры готовятся к репетиции. О том, что всё происходит в стенах больницы, напоминают только люди в белых халатах.

Татьяна Карелова, режиссёр: "Главная героиня есть, которая любит врача. Она сама врач. Работает. Сюжет такой простой. Переживать приходится каждый раз. Они же живые, и я живая".

Занятия в театральной студии доктора приравнивают к курсу психотерапии.

Арт-терапия нацелена, прежде всего, на душевные болезни, депрессии. Она снимает стресс, спасет от обжорства или смертоносного голодания.

Но посредством искусства можно справиться и с недугами, вызванными плохой работай нервной системы. Например, с кожным зудом.

Творя, пациент может выразить то, что не способен или не хочет сказать словами. Поэтому опытный врач видит самую суть проблем.

Курс подобного лечение обычно включает в себя 10-12 занятий. Терапевт сперва обнаруживает изъян, а потом медленно, наблюдая, его исправляет.

Искусство вполне подходит и для самолечения. Эмоциональная усталость, грусть, беспокойство? Порисуйте, потанцуйте, послушайте музыку и напряжение спадёт.



АДРЕСА:

Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии
Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии

Информационная помощь родственникам


какие признаки психического заболевания как себя вести с заболевшим человеком как устанавливается диагноз психического заболевания
законы контакт с врачом контакт с врачом
страхи мифы и сомнения