Портал для родственников душевно больных людей

ПСИХИАТРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ.


Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого "не вкладывающегося в определенные рамки" поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием "злого духа", которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения.

История содержит огромное количество фактов, когда "ведьм" и "колдунов" заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на "растерзание" возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к "умалишенным" как к "психически больным" людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между "нормой" и "патологией".

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей "психологической нормы" и "психических отклонений" довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности.

Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ "нормального" и "аномального" в психике и т.д.

Все более и более определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин.

По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим. Он сам являл яркий пример этому (вспомним предложенные им и ставшие уже классическими психодиагностические методики свойств внимания и др.). Равно как и психолог должен быть знаком как с основными разграничениями между нормой и патологией, так и с различными формами психических расстройств.

Здесь следует обратить внимание на взаимодействие, взаимопроникновение двух подходов к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрического (нозос – болезнь) и нормоцентрического . Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.


Отрывок из книги. Демина Л.Д. , Ральникова И.А. "Психическое здоровье и защитные механизмы личности".


О том, как психологи помогают изучать психические расстройства.

Психологи — это не врачи, их образование отличается от медицинского. Работа некоторых психологов вообще не связана с медициной, они изучают, как работают наши головы в процессе общения, обучения, труда, творчества и так далее. Однако в рамках психологической науки есть направление, которое называется типической психологией. Это направление изучает, как меняются обычные психологические процессы во время психической болезни.

В результате этих исследований обнаруживаются удивительно интересные факты. Например, существует такое психологическое явление, как ассоциация. Если спросить человека, что ему немедленно приходит на ум, когда он слышит слово «поэт», подавляющее большинство людей, воспитанных в русской культуре, отвечает «Пушкин».

Если дать кому-нибудь послушать скверную магнитофонную пленку, на которой записано, что «к берегу реки причалил плот», причем записана эта фраза так, что последнее слово едва можно разобрать, никаких трудностей у здорового человека не возникает: если причалил к берегу, так уж, наверное, плот, а не что-нибудь другое.

Больные шизофренией жалуются, что плохо слышно: может быть, плот, а может быть, например, плод: ведь он тоже может «причалить к берегу», если до того плыл по реке. Получается, что при шизофрении ассоциации возникают более свободно. У здорового человека они идут по проторенному пути, а болезнь эти «тропинки» как бы стирает. На просьбу назвать поэта больные отвечают «Пушкин» гораздо реже, чем здоровые...

Однажды в психологической лаборатории нашего Научного центра психического здоровья (тогда он еще назывался Институтом психиатрии) был поставлен интереснейший опыт. Создали две команды; одна состояла из больных, другая — из здоровых. Участники соревнования должны были называть сходство между парой предлагаемых предметов.

Сначала пары были совсем простые (яблоко и груша, например). По ходу соревнования задача все время усложнялась. Те, кто не мог с ней справиться, из дальнейшей игры выбывали. И вот оказалось, что команда здоровых редеет гораздо быстрее. Довольно скоро выбыла она вся, игра превратилась в «личное первенство» среди больных. Чемпионом стал тяжелый больной, который ответил, чем похожи друг на друга башмак и карандаш. «Они оба оставляют след», — сказал он, не задумываясь.

Когда-то Крепелин писал, что шизофреническое слабоумие принципиально отличается от органического, например, от слабоумия при прогрессивном параличе. В последнем случае, писал он, интеллект больного напоминает книгу, из которой вырваны страницы. При шизофрении в этой книге все страницы целы. Они просто перепутаны.

Эксперименты, подобные тому, который только что описан, подтверждают это. Психические процессы при шизофрении приобретают парадоксальный характер, ассоциации возникают неожиданно, в тяжелых случаях — хаотично. Похоже, что именно это и делает больных беспомощными в практической жизни, «слабоум ны ми».

В заключение хочется немного пофантазировать. Наука не стоит на месте. Мы узнаём о психических болезнях все больше, пусть медленнее, чем хотелось бы, но все-таки узнаём. Изучать дом Пападопулоса очень трудно, но не безнадежно. Ведь темы бесед в темноте действительно отличаются от тех, которые ведут при ярком свете!

Когда-нибудь мы будем знать об этих болезнях все, что нам нужно, и сумма человеческого страдания уменьшится. Мы научимся «заново переплетать» интеллект больных шизофренией, и шизофреническое слабоумие исчезнет. А потом и сама шизофрения исчезнет с лица земли.

А ее ген?

«Плохие» гены, то есть те, которые виновны в наследственных дефектах, возникают в результате случайных мутаций (изменений генетического кода). В абсолютном большинстве случаев длительность их существования в генофонде человечества ничтожна. Они «вымываются» оттуда. Проще говоря, носитель подобного гена из-за своего дефекта имеет меньше шансов оставить после себя потомков; последующие поколения получаются еще малочисленнее; наконец, «последний из могикан» умирает холостяком.

Но есть «плохие» гены, концентрация которых удивительно постоянна. Один из них — ген серповидноклеточной анемии, болезни крови, которая распространена среди жителей одного африканского племени. В тяжелых случаях больные быстро умирают. При более легком течении болезни они живут более или менее благополучно.

Однажды выяснилось, что люди, страдающие этим заболеванием, не болеют малярией. Малярия была подлинным бичом соседних племен, унося множество жизней. Племя, пораженное серповидноклеточной анемией, обладало колоссальным преимуществом перед соседями, потому что при благоприятной форме (а именно ею страдало большинство) эта болезнь гораздо легче, чем малярия. Получилось, что те сравнительно немногие несчастные, которые умирали от анемии, были данью, которую племя платило за то, что не болело более тяжелой болезнью.

Авторы этого исследования сформулировали гипотезу, согласно которой «плохой» ген, распространенность которого постоянна, наряду с вредом для отдельных его носителей создает и некоторое преимущество для вида в целом. Поэтому он и сохраняется, а не «вымывается» из генофонда, как другие.

Ассоциации при шизофрении возникают не так, как у здоровых людей. Они менее шаблонны, более свободны. Здоровым людям редко приходит в голову, что к берегу может причалить не только плот, но и плод. Больные говорят об этом почти всегда. Что такое нешаблонные ассоциации? Это ведь творчество.

В 1864 Чезаре Ломброзо опубликовал свою книгу «Гениальность и помешательство». Он доказывал в ней, что гениальность — симптом психической болезни, даже называл, какой именно. Ломброзо был не прав. Гениальность, конечно, не болезнь, но ведь творческие способности связаны с нетривиальным мышлением.

Может быть, наклонность к такому мышлению связана с «плохим геном», который в тяжелых случаях приводит к болезни? Может быть, страдания наших бедных пациентов — дань, которую человечество платит за прогресс? Тогда мы должны научиться, как «не платить», как получать благо задаром...


Отрывок из книги. Ротштейн В.Г. "Психиатрия наука или искуство?"


Помощь психолога – это не обязательно длительные и регулярные сеансы психотерапии, как это часто показывают в американских фильмах. Порой человек не настроен на длительную и глубокую психотерапию, но испытывает потребность лучше понять себя, свои особенности, свои скрытые возможности.

Частыми причинами обращения к психологу являются стойкое плохое настроение, тревоги, утрата смысла жизни, трудности в общении, постоянные конфликтные ситуации.

Многие из этих проблем также не нуждаются а длительной и кропотливой психотерапии – устранить проблемы помогает уже само понимание человеком своего состояния. Здесь на помощь приходит психодиагностика.

Психодиагностика – это комплексная оценка психического состояния, проводимая психологом. Психодиагностика включает консультацию психолога и объективизацию состояния с помощью выполнения специально подобранных психологических тестов, выработку рекомендаций.

Обычно психодиагностику проводит психолог-консультант Психодиагностика проводится с 15-16 лет. Человек должен соответствующие уровень интеллекта и развития личности, а также быть способным ответить на вопросы опросника.

Для чего нужна психодиагностика.

Психодиагностика нужна не для того, чтобы обнаружить в человеке какие-либо недостатки и навесить на него "ярлык", а для того, чтобы помочь ему разобраться в себе, понять, почему у него возникают трудности в личной жизни, общении, профессиональной деятельности.

Психодиагностика позволяет измерить не только актуальное психологическое состояние человека, но и прогнозировать поведение в самых различных ситуациях.

Комплексное психологическое обследование (психодиагностика) позволяет выявить скрытые и неосознаваемые внутренние конфликты, скрытую мотивацию и, что немаловажно, неосознаваемые ресурсы личности. Осознание своих скрытых проблем и возможностей, как правило, позволяет клиенту самостоятельно решить свои проблемы. При необходимости, психолог дает конкретные рекомендации и подготавливает программу психологической коррекции.

Как проходит психодиагностика:

Дотестовое консультирование (специалист расскажет как будет происходить психодиагностика, и подбирает соответствующие тестовые задания)

Экспериментальная часть – выполнение тестовых заданий и обработка их специалистом

Заключительная – выдается подробное психологического заключения, включающее заключение специалиста и интерпретацию результатов тестов (в распечатанном виде на CD)

Что выдается «на руки» и какова стоимость психодиагностики?

После обработки результатов тестов на руки выдаются:

результаты тестов
их интерпретация
заключение психолога
рекомендации




АДРЕСА:

Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии
Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии


В РАЗДЕЛЕ О ПСИХИАТРИИ