Портал для родственников душевно больных людей

ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОНАУКИ?


О том, что такое нейронауки.

Нейронауки — сравнительно новый термин, он вошел в употребление в самом конце XX века. Термин этот объединяет методы и направления, исследующие мозг, — как он устроен и как работает.

Изучить мозг — непростая задача. Он помещается в голове и занимает даже не весь ее объем. Этот небольшой орган состоит из десяти миллиардов клеток, каждая из которых устроена очень сложно, да еще обладает способностью связываться с другими клетками. Клетки мозга неодинаковы. Есть несколько их разновидностей. Многие из них объединены в специфические структуры, обладающие определенными функциями.

В клетках мозга непрерывно происходят сложнейшие процессы: некоторые вещества вдруг накапливаются, другие расходуются; то одна, то другая молекула проникает сквозь стенку нервной клетки, покидая одну из них и попадая в другую. Все это сопровождается игрой электрических потенциалов, которую можно наблюдать на экране компьютера или записать на бумаге в виде замысловатых кривых.

Исследование мозга началось с анатомии. Это сравнительно просто. Нужно хорошенько рассмотреть мозг, взятый у умершего, и описать, как он выглядит. Понятно, такие описания давным-давно сделаны, причем сделаны очень подробно и очень хорошо.

Сложности начались тогда, когда тоненький кусочек мозговой ткани положили под микроскоп. Вот тут-то исследователи и обнаружили множество клеток, каждая из которых устроена так, что напоминает целый организм. Морфологи продолжают и сегодня изучать, как устроены клетки мозга. Сказать, что их труды близки к завершению, было бы непростительной самонадеянностью.

Но ведь изучать мозг умершего совершенно недостаточно. Все процессы, которые обеспечивают нам возможность воспринимать мир, размышлять над тем, что воспринято и испытывать в связи с этим положительные или отрицательные эмоции, происходят только при жизни. Поэтому нужны методы, которые позволили бы изучать мозг живого человека и при этом, разумеется, не причинять ему вред.

Нейрофизиологи, нейрохимики и другие специалисты занимаются именно этим. Они обнаружили множество интереснейших фактов и продолжают обнаруживать все новые. Методы, которые они для этого изобретают, поражают своей изощренностью и тонкостью и внушают глубочайшее уважение к их авторам.

Беда состоит в том, что главная трудность — связать найденные факты с конкретными феноменами психической деятельности. Так бы хотелось узнать, что если молекула А проникнет в клетку Б, человек поймет, сколько будет дважды два, а если она покинет клетку С, он напишет новую «Анну Каренину». Но до этого еще далеко. Исследования продолжаются.

Разумеется, представителей нейронаук никак нельзя обвинять в том, что чаще всего они не в состоянии объяснить, какое отношение имеют обнаруживаемые ими факты к психическому здоровью. Уж очень сложна задача. К своей чести они смогли найти некоторые подходы к ее решению.

Так, например, можно исследовать, какие химические процессы в мозгу меняются под действием определенного лекарства. Если это лекарство помогает, например, при депрессии, появляется повод думать, что в происхождении депрессии «виновен» тот самый процесс, который под действием лекарства меняется.

Грубые изменения в мозгу (например, появление опухоли) приводят к весьма заметному изменению на электроэнцефалограмме. Эти изменения отражают не только сам факт появления опухоли, но и то, где она расположена. Появляется основание думать, что регистрация электрических потенциалов мозга когда-нибудь даст возможность судить об активности и характере процессов, происходящих на разных его участках.

Пока представители нейронаук занимаются почти исключительно фундаментальными исследованиями. Такие исследования — всегда «долгосрочный вклад». Ждать от него скорых дивидендов не приходится. Но зато какими большими они когда-нибудь будут!


Отрывок из книги. Ротштейн В.Г."Психиатрия наука или искуство?"


Генеральной линией развития клинической психиатрии было постепенное формирование взглядов на причины психических болезней на основе естественных наук, связанных с изучением мозга — нейронаук. К ним относятся нейроанатомия, нейрофизиология, нейрохимия, нейроиммунология и др.

Область психиатрии, использующая методические приемы этих наук для выяснения причин и механизмов развития психических расстройств, получила название «биологическая психиатрия».

Говоря о нейронауках, следует особенно подчеркнуть значение работ И.П. Павлова об условных рефлексах, процессах возбуждения и торможения в нервной системе, типах личности, которые оказали огромное влияние не только на развитие физиологии нервной системы, но и на понимание некоторых видов психических нарушений (например, кататонического ступора, или обездвиженности), разработку ряда методов лечения (терапия сном, условно-рефлекторная выработка отвращения к алкоголю, поведенческая терапия).

Заметным периодом в психиатрии стало последнее десятилетие XX века, которое Всемирной организацией здравоохранения по инициативе правительств и общественных научных организаций ряда стран было объявлено «Десятилетием мозга». Эта инициатива была направлена на привлечение внимания к исследованиям мозга и болезням с ним связанным, в первую очередь — к психическим.

Большое влияние на изучение причин психических заболеваний оказало также развитие психофармакологии, генетики и внедрение в практику компьютерных технологий. Последние позволили усовершенствовать прижизненные исследования мозга человека (разные виды компьютерной томографии мозга, регистрация мозгового кровотока, картирование биоэлектрической активности мозга и др.). Все, что мы сейчас знаем о причинах психических нарушений, так или иначе связано с прогрессом в познании структуры и функции мозга и нейронаук в целом.

Головной мозг и как он функционирует.

В отличие от многих других органов человеческого тела ткань головного мозга является очень нежной, так как она содержит много жироподобных веществ. Природа создала для него достаточно прочную защиту. Такой защитой являются, прежде всего, кости черепа.

Кроме того, мозг дополнительно защищен несколькими оболочками и слоем жидкости, которая циркулирует по всей ЦНС (центральной нервной системе), включая внутренние полости головного мозга (желудочки мозга) и спинномозговой канал — отсюда и ее название «спинномозговая жидкость» (СМЖ), или ликвор.

Головной мозг состоит из двух полушарий — правого и левого, которые соединены между собой мозолистым телом, состоящим из множества поперечно идущих нервных волокон. Ниже него расположен ствол головного мозга, переходящий в спинной мозг.

В каждом из полушарий выделяют доли — лобную, височную, теменную и затылочную. В пределах этих долей, в свою очередь, выделяют области (поля), ответственные за разные функции — движения, слух, зрение и т. п. С полушариями головного мозга связаны также функции речи, памяти, мышления и интеллект в целом, и эмоциональные реакции.

Такая локализация функций объясняет, почему при очаговом поражении мозга (кровоизлиянием, опухолью и др.) возникают соответствующие нарушения (паралич, расстройства речи). Кроме того, установлено, что полушария имеют в отношении функций некоторую «специализацию»: левое полушарие в большей степени отвечает за логическое мышление и речь, а правое — за восприятие и эмоции.

В основании головного мозга расположен целый ряд важнейших структурных образований (таламус, гипоталамус и др.), а также средний и продолговатый мозг, в которых имеются центры, регулирующие многие жизненно важные функции — сердечную деятельность, дыхание, функции отдельных органов и систем. За стволом мозга расположен мозжечок, основной Функцией которого является координация движений.

Ткань мозга состоит из нескольких миллиардов нервных клеток (нейронов) и сети их отростков, которые позволяют клетке получать и принимать сигналы (импульсы) от других клеток, проводить их и передавать другим клеткам через специальные контакты.

Важной особенностью строения мозговой ткани является то, что одна нервная клетка может быть связана с десятками тысяч других. В этом отношении нейронные сети мозга напоминают современные компьютерные системы. Однако нейронные сети мозга человека намного сложнее и совершеннее.

Нервный импульс представляет собой электрический разряд (фиксируемый при записи биотоков мозга методом электроэнцефалографии), который передается от одной клетки к другой. В местах контактов нейронов электрический импульс передается с помощью химического «передатчика» — нейро-трансмиттера (медиатора).

Такой нейротрансмиттер, будучи определенным химическим веществом, обеспечивает направленность движения импульса по определенным сетям. Последнее связано с тем, что нейротрансмиттер действует только при наличии соответствующего ему по химической структуре места связывания, которое носит название рецептора.

Сейчас известны несколько десятков различных нейротрансмиттеров и еще больше типов их рецепторов и открываются все новые и новые, усложняя задачи ученых, пытающихся разобраться в «поломках», приводящих к психическим расстройствам.

Но есть основные нейротрансмиттеры — норадреналин, дофамин, серотонин, гаммааминомасляная кислота (ГАМК) и эндорфины. По их расположению и локализации их рецепторов различают отдельные нейрохимические системы мозга — норадренергическую, дофаминергическую, серотонинергическую и другие, с которыми связан целый ряд предположений о развитии психических нарушений.

Орловская Диана Дмитриевна
доктор мед. наук, профессор Научный центр психического здоровья РАМН.




АДРЕСА:

Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии
Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии


В РАЗДЕЛЕ О ПСИХИАТРИИ