Портал для родственников душевно больных людей

Методика тренинга социальных навыков.


Психосоциальная реабилитация людей, страдающих психическими заболеваниями.

В нашей стране является относительно новым видом лечебно-реабилитационного вмешательства. Формирование у таких больных способностей к самостоятельному, полноценному функционированию в обществе является очень сложной задачей, решение которой возможно только совместными усилиями специалистов - врачей- психиатров, клинических психологов, психотерапевтов, социальных работников.

Одной из форм психосоциальной реабилитации является тренинг социальных навыков. Утрата или изначальное отсутствие этих навыков могут иметь несколько причин. Основная из них кроется в самом заболевании и его вторичных факторах (например, быстрая утомляемость). Важную роль играют также длительные госпитализации не менее двух-трех месяцев) и гиперопека со стороны родителей или других родственников.

Все это приводит к тому, что человек, страдающий психическим заболеванием, даже находясь в состоянии стойкой ремиссии, оказывается неспособным к самостоятельной, полноценной жизни в обществе.

Целью нашей работы явилась разработка методики тренинга социальных навыков для лиц с серьезными психическими нарушениями и ее апробация для дальнейшего практического применения. Проведение такого тренинга, с нашей точки зрения, может способствовать социально-психологической адаптации или реадаптации этих людей.

Задачи, которые ставились в процессе разработки методики тренинга, можно условно разделить на три группы:

  • приобретение навыков общения. Необходимо, чтобы в ходе тренинга участники учились преодолевать трудности общения с другими людьми в самых разных ситуациях (на улице, в транспорте, в магазине, на работе, дома); продуктивно разрешать сложные, конфликтные ситуации, самостоятельно принимать решение и уверенно воплощать его в жизнь в рамках социально приемлемого поведения;
  • выработка социально-бытовых навыков - приготовления пищи, а также мытья посуды, стирки, уборки и др.;
  • приобретение навыков самостоятельной жизни. Под этим в данном случае понимаются умение заполнять квитанции для оплаты коммунальных услуг, пользоваться услугами различных служб, реализация льгот, поведение в экстремальных ситуациях и др.

Как уже отмечалось выше, разделение задач тренинга на группы условно, поскольку приобретение любой группы навыков способствует развитию самостоятельности, чувства ответственности, компетентности и уверенности в своей способности самостоятельно, продуктивно функционировать в обществе.

Участниками тренинга являются люди с серьезной психической патологией, главным образом с шизофренией, нуждающиеся в социально-психологической помощи. Противопоказаниями к участию в тренинге служат острое психотическое состояние, высокий уровень тревожности, неспособность контролировать свое поведение.

Кроме того, не рекомендуется включать в число участников больных с выраженными дефектами в познавательной и эмоционально-личностной сферах ( например, грубое интеллектуальное снижение, враждебная установка по отношению к другим людям).

Методической основой тренинга являются принципы групповой психологической работы, которые одновременно представляют собой правила для участников тренинга. С точки зрения эффективности и пользы психологического воздействия они являются важным условием проведения занятий. Их следует разобрать на первых занятиях.


Перечислим наиболее важные.

Принцип уважительного и внимательного отношения друг к другу.

Это предполагает, что участники тренинга должны внимательно слушать говорящего, не перебивать, не перешептываться, а, напротив, стараться делиться своими чувствами и мыслями со всей группой.

Принцип активности.

Ведущие объясняют участникам, что эффективность тренинга для каждого напрямую зависит от его активного участия и вовлеченности в групповую работу. Имеют значение степень отнесения к себе высказываний больных и их искренность.

Например, более продуктивным с психологической точки зрения будет высказывание " мне хочется, чтобы меня кто-нибудь любил и заботился обо мне", а не "всем хочется, чтобы их любили и заботились о них". Принцип " здесь и теперь" тесно связан с предыдущим.

С целью формирования вовлеченности в групповую работу, т.е. эмоционального проживания того, что происходит во время занятия, ведущие обращают внимание членов группы на возникающие у них чувства и мысли. Подчеркивается важность психологической работы с тем, что волнует участников тренинга в настоящий момент - на занятии.

Особое место в перечне правил групповой работы занимает принцип конфиденциальности. Это предполагает, что все, что участники и ведущие тренинга говорят и слышат на занятии, не выносится за пределы группы. Ведущим необходимо подробнее обсудить с участниками, что именно не следует выносить за ее пределы по этическим соображениям, а чем можно поделиться с близкими людьми, родственниками, друзьями.

Например, информацию, которую сообщают о себе участники (события из их личной жизни, чувства, мысли), не следует разглашать без их согласия. В то же время своими впечатлениями, чувствами и мыслями можно делиться с любым человеком как в группе, так и вне занятий.


Организация тренинга.

Тренинг может проходить на базе психиатрической больницы, психоневрологического диспансера или в любом другом учреждении, где есть помещение, оборудованное для подобных мероприятий. Программа состоит из 12 занятий (одно занятие в неделю) продолжительностью 90 минут. Следует отметить важность соблюдения структуры групповой работы: время и место проведения не должны меняться от занятия к занятию.

Стабильность способствует снижению тревожности и формированию доверительной, доброжелательной атмосферы в группе. С той же целью занятия должны проводиться в закрытой группе, т. е. после начала цикла (одного - двух занятий) новые участники не должны приниматься. Состав группы - 12 человек.

При наборе участников тренинга обязательным условием является их психолого-психиатрическое обследование, которое проводят врач-психиатр и клинический психолог. На основе данных анамнеза, психического состояния в настоящий момент и индивидуально-психологических особенностей больного решается вопрос о его включении в группу. Кроме того, в ходе обследования специалисты выявляют проблемы, трудности больного, которые могут быть решены в рамках данной реабилитационной программы.

Выявляются также сохранные стороны познавательной и эмоционально-личностной сфер больного, на которые можно опереться в ходе тренинга. Например, хорошая память или способность к эмпатии, т.е. сопереживанию, сочувствованию, может помочь психологу в формировании или восстановлении у больного социальных навыков.

Некоторая часть времени психологического обследования должна отводиться индивидуальному консультированию, когда психологи, являющиеся одновременно ведущими тренинга, устанавливают с больным партнерские отношения, мотивируют его на активное сотрудничество, объясняют цели и задачи тренинга. Исходным условием при включении больного в группу являются его желание участвовать в тренинге и готовность к сотрудничеству с ведущими.

В связи с тем, что цикл занятий непродолжителен (около трех месяцев), группа должна быть относительно однородной по нозологической принадлежности и по степени социальной адаптивности. Число мужчин и женщин должно быть примерно равным, возраст может варьироваться от 20 до 45 лет.

Кроме того, в группу должны подбираться люди с разными моделями поведения, что позволит участникам расширить диапазон собственных поведенческих реакций, а также развить новые, более эффективные способы поведения.

Тренинг проходит в три этапа: начальный, основной и завершающий. Начальный этап (1-2 занятия) посвящен знакомству, формированию групповой сплоченности и созданию доверительной атмосферы в группе.
В структуру основного этапа входят три части в соответствии с представленными выше задачами.

Первая часть (6-7 занятий) направлена на формирование навыков общения,
вторая часть (2-3 занятия) - на формирование социально-бытовых навыков,
третья часть ("образовательно-информационная" - 2-3 занятия) - на формирование навыков самостоятельной жизни.

На завершающем этапе (1-2 занятия) подводятся итоги проведенной работы, обсуждается возможность применения приобретенных навыков
в последующей жизни, проводятся упражнения, позволяющие позитивно расстаться с группой.

Таким образом, в рамках каждой части основного этапа решаются свои задачи, что требует соответствующих условий для занятий. Так, первая часть проводится в зале, оборудованном для занятий групповой психотерапией.

Участники и ведущие располагаются в креслах по кругу, что способствует установлению контакта и максимальной вовлеченности в групповую работу. Для проведения кулинарных занятий необходимы кухонные принадлежности и соответствующее оборудование.

Для решения поставленных задач на каждом этапе тренинга применяются специальные упражнения, психологические приемы. Например, первое занятие начинается с упражнения "Паутинка". Оно проводится следующим образом: участники группы по кругу передают клубок ниток и каждый, взяв его в руки, называет свое имя и сообщает что-нибудь о себе.

Таким образом происходит знакомство. Все участники становятся связанными единой нитью, что помогает ощутить себя членом группы и включиться в групповую работу.

На следующем - основном этапе, каждое занятие состоит из ритуала встречи, основной части и ритуала прощания. Занятия также начинаются с "Паутинки", которая становится ритуалом встречи и началом занятия. Упражнение видоизменяется в соответствии с новой целью (включиться в работу, сосредоточиться на том, что происходит "здесь и теперь").

Участники так же передают клубок и оказываются связанными нитью, но теперь говорят о том, с каким настроением пришли на занятие, чего ожидают от него, что чувствуют, о чем думают сейчас и т.п.

Заканчиваются занятия ритуалом прощания, когда участники подходят друг к другу, пожимают руку, говоря при этом: "Спасибо за хорошо проведенное время". Затем все стоят в кругу, держась за руки, и несколько секунд молчат, сосредоточившись на том, что занятие закончилось и группа расстается до следующей недели.

Ритуалы встречи и прощания являются важной частью тренинга. Выполнение первого из них помогает участникам тренинга сосредоточиться на занятии и настроиться на работу. Выполнение второго предполагает эмоциональное и логическое завершение каждого занятия. Ритуалы структурируют занятия. Они, так же как и постоянство пространственно-временных характеристик тренинга и состава группы, способствуют снижению тревожности и формированию безопасной, располагающей к доверию атмосферы.

После ритуала встречи на занятиях, посвященных формированию навыков общения, с целью разминки и создания "рабочего" настроения применяются телесно-ориентированные упражнения и арт-техники. Телесно-ориентированные упражнения способствуют снятию телесной и эмоциональной напряженности, подготавливая к дальнейшей работе, которая происходит уже в рамках вербального взаимодействия.

Они выполняются как в парах, так и всей группой. Например, при выполнении упражнения "Цепочка" все участники встают друг за другом, первый двигается в определенном ритме, выполняя какое-либо движение рукой или ногой, и все должны двигаться в таком же ритме, повторяя за ним то же движение. Затем ведущий меняется. Таким образом, каждый участник исполняет роль то ведущего (активного, ответственного за движение всей группы), то ведомого (пассивного, подчиненного).

Парные телесные упражнения направлены на психологическую проработку межличностных отношений в группе. Например, упражнение "Давление" позволяет проработать на телесном уровне отношения соперничества, лидерства в группе. Участники в парах встают лицом друг к другу и, согнув руки в локтях, давят на ладони соперника; проигрывает тот, кто делает шаг назад.

Это упражнение может вызвать сильные эмоции у участников группы (радость победы или, напротив, чувство вины, гнев, досаду), поэтому ведущие должны быть крайне внимательны к психологическому состоянию каждого участника.

После выполнения любого упражнения проводятся его обсуждение и анализ, участники тренинга делятся своими чувствами и мыслями, например, как ощущали себя в роли ведущего или ведомого, что чувствовали, когда выигрывали или проигрывали, и пр.

Упражнения, применяемые в арт-терапии, мы также используем в целях подготовки группы к основной работе. Кроме того, это хороший способ эмоциональной экспрессии. Они дают возможность выразить в социально приемлемой форме накопившиеся чувства, переживания (в том числе и негативные), а также способствуют развитию самосознания и способности к сопереживанию.

Одним из применяемых нами упражнений является Групповой рисунок". Каждый участник берет лист бумаги, цветные карандаши и начинает рисовать то, что сочтет нужным. По сигналу ведущего начатый рисунок передается соседу, который продолжает его, как собственный.

Упражнение длится до того момента, когда рисунки вернулись к начавшим их участникам. В конце упражнения каждый может либо изменить, либо оставить как есть полученный в итоге рисунок. Затем происходит обсуждение впечатлений, реакций.

После разминки на занятиях, направленных на формирование навыков общения, происходит выбор ситуации, которая может быть предложена самими участниками или ведущими тренинга. Под ситуациями понимаются конкретные случаи из жизни участников, вызвавшие затруднения или приведшие к нежелательному исходу, в которых они действовали неэффективно или неадекватно, по причине чего чувствовали себя неудовлетворенными.

Ведущие могут также предложить гипотетические проблемные ситуации, с какими может столкнуться каждый и которые легко представляются членами группы: знакомство с девушкой (молодым человеком), возвращение взятой в долг вещи, устройство на работу, обмен купленого товара и др.

При выборе ситуации ведущие должны обратить внимание участников на то, что в рамках тренинга не могут быть разрешены все трудности, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни. К таким тяжелым проблемам относится, в частности, гиперопека со стороны родителей, которая часто встречается в семьях психически больных людей и переживается ими как беспомощность, отсутствие независимости и самостоятельности.

Однако на занятиях можно научиться путем изменения поведения и собственного отношения к происходящему продуктивно, самостоятельно и уверенно разрешать конкретные ситуации, за которыми стоит более глубокая и тяжелая проблема.

Например, в данном случае за конкретными ситуациями неумения самостоятельно разрешить конфликт с продавцом в магазине или приготовить себе обед стоит более глубокая проблема родительской гиперопеки. На тренинге можно научиться продуктивно общаться в ситуации конфликта или готовить пищу и тем самым стать более независимым от родителей.

Ситуация разыгрывается в ролевой игре или просто обсуждается и анализируется на занятии всеми участниками. В любом случае они обсуждают ее, делятся собственным опытом, переживаниями, высказывают свое мнение относительно того или иного способа поведения и реагирования. Ведущие направляют процесс обсуждения, обобщают сказанное участниками, концентрируют внимание на важных с психологической точки зрения моментах.

Психически больные люди часто не имеют четкого представления о том, какие формы поведения являются социально приемлемыми, а какие обществом не одобряются. На занятиях совместно вырабатываются схемы более продуктивного, адаптивного и социально приемлемого поведения ( по возможности приводящего к желаемому результату), которое отрабатывается в ролевой игре (при этом одна и та же ситуация проигрывается разными участниками).

Предполагается, что в ходе тренинга посредством разрешения конкретных ситуаций в ролевой игре или при групповом обсуждении участники приобретают навыки общения, которые впоследствии смогут распространить на новые ситуации, возникающие за пределами группы, в повседневной жизни.

Во второй и третьей частях основного этапа тренинга, посвященных формированию социально-бытовых навыков и навыков самостоятельной жизни, применения особых психологических приемов и техник не требуется. Однако ведущие должны организовать и структурировать процесс обучения.

В частности, на кулинарных занятиях обязанности по приготовлению пищи, мытью посуды и уборке должны быть распределены таким образом, чтобы каждый мог попробовать себя в разных видах деятельности. Так, у каждого из участников появляется возможность понять, что у него получается хуже всего, и впоследствии развить нужный навык.

При этом роль преподавателя не обязательно берут на себя ведущие. Занятие должно быть организовано так, чтобы участники, у которых получается что-то лучше, чем у других, пробовали помогать отстающим, обучать их. Подобная организация тренинга способствует развитию взаимопонимания и поддержки у членов группы, а также чувства ответственности и самостоятельности.

В образовательно-информационной части тренинга с целью формирования навыков самостоятельной жизни ведущие обсуждают с участниками поведение в экстремальных ситуациях (при пожаре, дорожно-транспортном происшествии, нападении). Кроме того, они объясняют, как оформить "Социальную карту москвича" и как ею пользоваться, - эта информация необходима, поскольку большинство участников тренинга находятся на инвалидности.

Говорится также о необходимости иметь под рукой телефоны экстренных служб, участкового врача, психоневрологического диспансера и других учреждений. В ходе занятий члены группы учатся заполнять квитанции на оплату коммунальных услуг. Все эти довольно простые навыки во многом способствуют более полноценной жизни психически больного человека.

После окончания цикла у членов группы могут возникнуть чувство незавершенности, покинутости, одиночества и другие сильные эмоциональные реакции. Поэтому на завершающем этапе тренинга для минимизации подобных эффектов и формирования позитивного настроя теме расставания должна быть посвящена значительная часть времени. На этом этапе применяются психологические техники, позволяющие участникам подвести итоги проведенной работы и позитивно расстаться с группой.

Можно использовать следующее упражнение: все закрывают глаза и представляют, что тренинг закончился, каждый возвращается домой, вспоминая, что было на занятии, и думает, чего не сказал в группе, хотя и хотел.

После этого участникам предоставляется возможность высказаться: все открывают глаза и по кругу говорят, с чем ушли бы с занятия. Несмотря на то, что представленная нами программа была реализована на практике недавно (мы провели два цикла по 12 занятий), уже сейчас можно говорить о некоторых положительных результатах.

Прежде всего, на наших занятиях психически больные люди получают возможность поделиться своими чувствами, мыслями, опытом с другими участниками, услышать их мнения и рекомендации. Все это способствует развитию эмпатии, лучшему пониманию себя и других людей, а также внимательному, уважительному отношению друг к другу.

Разыгрывание ситуаций в форме ролевой игры способствует расширению репертуара поведенческих реакций и формированию продуктивных, социально приемлемых форм поведения. К концу цикла занятий члены группы чаще занимают активную позицию в преодолении своих трудностей, становятся более самостоятельными и социально компетентными.

Кроме того, в ходе тренинга развивается произвольная регуляция поведения, т.е. участники в большей степени начинают контролировать свои действия, чаще задумываются о последствиях или, наоборот, ретроспективно анализируют свое поведение, пытаясь понять, что стало причиной той или иной реакции окружающих.

Происходит расширение социальных сетей, восстанавливаются утраченные и формируются новые социальные контакты. Разработанная нами методика тренинга социальных навыков способствует повышению уровня социальной адаптации и общей удовлетворенности своим существованием у людей с психическими расстройствами, что помогает им полноценно функционировать в обществе.

Из лекции А.А. Кучкина, Г.А. Цикина
"Методика тренинга социальных навыков".





АДРЕСА и ТЕЛЕФОНЫ:

Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии
Адреса ПНИ в Москве Адреса ГКУ ДЗ по г. Москве Адреса ЦСО по Москве

Информационная помощь родственникам


Читать по теме