Портал для родственников душевно больных людей

По следам фестиваля.


Не умея жить по-прежнему...

Я человек хаотичный, безалаберный и спонтанный, поэтому многое в моей жизни происходит совершенно случайно. Именно так, случайно, и произошло моё первое знакомство с удивительным и прекрасным культурным событием - Московским фестивалем творчества людей с особенностями психического развития "Нить Ариадны". Это не значит, что я никогда не слышала об арт-терапии, но до сих пор я считала, что за пределы узкого круга посвященных результаты этого творчества выходят только на Западе.

Позор мне за недоверие к возможностям родной земли рождать на свет самые редкостные таланты, а заодно и подвижников, которые эти таланты замечают и поддерживают. Такими подвижниками вызван к жизни добрый дух этого фестиваля, и спасибо им за это большое. Сами собой всплыли в памяти простые и вечные слова Булата Шалвовича Окуджавы: "Давайте восклицать, друг другом восхищаться, высокопарных слов не следует бояться!", вот я и решила написать. А почему бы и нет?

Работающему человеку сложно было охватить все предлагаемые мероприятия, хотя страстно хотелось побывать везде. В рамках фестиваля показывались авторские фильмы, на нескольких площадках одновременно можно было посмотреть выставку художественных работ, участники реализовывали себя в литературном и театральном жанрах. Приятно заметить, что на Московском фестивале было много гостей, как из других городов России, так и из других стран. Своих представителей прислали Одесса и Самара, Калязин и Тверь, Томск, Санкт-Петербург, Киров, Орехово-Зуево и другие города России.

Принять участие в фестивале приехали гости из Германии, Финляндии, Голландии, Израиля. Все, там показанное, звучало и радовало нас каждый день фестиваля, было сделано Особенными Людьми, особенными в полном смысле этого слова. И делалось это ими на пределе искренности, почти за гранью личного пространства. Везде я, конечно, не успела, поэтому расскажу об одном дне, проведенном на выставке в галерее "Беляево", и об одном вечере, проведенном на спектакле в театральном центре имени Всеволода Мейерхольда.

Сначала я побывала на художественной выставке. О наличии современной художественной галереи, позволяющей себе некоммерческие смелые эксперименты, да еще в непосредственной близости от станции метро, я даже не подозревала. Полезное открытие. В течение всего проекта художники сами проводили презентацию своих работ. В день моего посещения зрители могли познакомиться лично с двумя очень интересными художниками - автором весьма выразительных и драматичных коллажей Еленой Строевой и ярким, необычным живописцем, Владимиром Архангельским.

Владимир много и с удовольствием рассказывал о своем творчестве, за ним ходили стайки очень заинтересованных людей, иногда забывающих закрыть рот. Елена была лаконична, но за нее хорошо говорили и ее работы, и ее многочисленные поклонники. Работы, висевшие на стенах, в отсутствии создателей прекрасно говорили за себя сами. Некоторые из них просто кричали, задевая самые тонкие и болезненные струны души, другие ласково шептали, наполняя душу светом и позитивными эмоциями, но все без исключения картины заставляли остановиться и призадуматься, по-иному взглянуть на мир, удивиться безграничным способностям человека.

Ведь вокруг нас не было профессионалов, только любители. Любители - от слова любить, поэтому такой любовью было пронизано все вокруг. Любовь, честность и мужество создавали уникальную атмосферу, задавали тон. С такой бесшабашной отвагой выплескивать наболевшее, не раздумывая делиться сокровенным - это дорогого стоит. "Я не умею рисовать!" - повторяет художница, а у вас в голове крутится "А что, если б умела?"

Просмотр прервался трепетными авторскими стихами и чудесными мелодиями Брамса, сопровождение музыки и стихов окончательно погрузило зрителей в незнакомую, странную и немного пугающую вселенную. На первом этаже в режиме нон-стоп показывали необыкновенно трогательный и теплый документальный фильм, сделанный по итогам первого фестиваля, прошедшего два года назад. На втором этаже просмотр удивительных экспонатов шел под запись женского голоса, рассказывающего историю их создания. Словно по ниточке Ариадны вели нас за собой организаторы, осторожно помогая заглянуть в распахнутые двери чужой вселенной.

Уже тогда, выйдя из галереи растревоженная и заинтригованная, я твердо решила посмотреть что-то еще. Выбрала театр, тем более что расположение его очень удобно - вышел из метро, и, не замочив башмаков, оказался у подъезда театрального центра им. Мейерхолда, который сам был человеком очень особенным, кстати. Театр я всегда любила, о театре Простодушных слышала, и даже хотела посмотреть, но все как-то недосуг было.

А зря, лишала себя многого. Прежде всего, возможности воспринимать спектакль так же простодушно, как актеры его играли - от всей души, без малейшей фальши. Ни у актеров, ни у зрителей не было возможности солгать друг другу. Редкое теперь ощущение, уж очень искусственным и поверхностным стал театр. Театр простых душ безыскусен, он не ищет замысловатых путей, но их игра находит кратчайший путь к людям - через собственную боль, через собственную радость, через собственную жизнь, которая здесь и сейчас.
Спектакль "Зверь", который я не посмотрела, а прожила вместе с актерами, напоминает тем, кто забыл - мы все особенные, поэтому нам с самими собой не так просто. Но можно научиться понимать друг друга, укротив собственного зверя и приручив чужого, и тогда станет немножечко легче жить.

Та же тема красной нитью проходит через спектакль театральной студии "Синяя птица", который шел первым. Ну, о "Маленьком принце" Сент-Экзюпери сказано более чем достаточно. Добавлю только, что когда играют столь юные артисты, играют так самозабвенно, так проникновенно, так лирично, мурашки бегут по коже и слезы подступают к глазам, даже если вы не сентиментальны. Я долго буду помнить трогательную и беззащитную фигурку Светланы Купиной в роли маленького принца, мудрого Лиса и танец Змеи, восхитительные, отточенные миниатюры всех молодых актеров собрали мозаику спектакля, как ожерелье из драгоценных перлов, легко и виртуозно.

Только бы они не потеряли эту способность, когда вырастут, и начнут видеть по-взрослому! Звонкий, солнечный смех другой Светланы, Светланы Асановой, исполняющей роль Дочери в "Звере", тоже запомнится всем зрителям надолго, я уверена. Ольга Борисова и Игорь Неупокоев (постановщик и атлант, который держит на своих плечах небо над театром), были настолько органичны, поддерживая своих партнеров и протягивая всем - и им, и залу - ту самую нить Ариадны, что невозможно было не принять ее из их рук и не двинуться следом за героями искать Человека. А на щемящий сердце зов Зверя (Антона Дебелова) "Спасибо вам, приходите еще!", лично я могу отозваться только одним способом: "Я обязательно, обязательно приду!"

Очень жалко, что я смогла посмотреть так мало. Но и того, что увидела, более чем достаточно, чтобы с нетерпением ожидать новой встречи с особенными людьми. Искусство, подаренное - иного слова не подберу - подаренное москвичам на этом фестивале, как прикосновение первого снега к открытому сердцу, заставляет вздрогнуть и замереть, а потом идти дальше, уже не умея жить по-прежнему. "Давайте жить, во всем друг другу потакая! Тем более что жизнь короткая такая". Спасибо Вам, Булат Шалвович, Вы тоже особенный!


Елена Синельщикова, материал из газета "Нить Ариадны" № 12 2012 г.









АДРЕСА и ТЕЛЕФОНЫ

Адрес психиатрической больницы Адреса ПНД по Москве НИИ психиатрии
Адреса ПНИ в Москве Адреса ГКУ ДЗ по г. Москве Адреса ЦСО по Москве

Информационная помощь родственникам


какие признаки психического заболевания как себя вести с заболевшим человеком как устанавливается диагноз психического заболевания
законы контакт с врачом контакт с врачом
страхи мифы и сомнения

Читать по теме